Подготовка к школе, индивидуальные занятия с учениками младшей школы, тьюторская помощь по русскому языку 5-8 классы.
Хасанова Мария Искандеровна.
Подготовка к школе (русский язык, математика, чтение и окружающий мир с включением творческого материала), индивидуальные занятия с учениками младшей школы, тьюторская помощь по русскому языку 5-8 классы.
Имею дипломы об образовании по специальностям: учитель начальных классов; учитель русского языка и литературы (КГУ им.Циолковского).
Опыт работы в школе: 7 лет (с 2012 года в МБОУ «СОШ № 6 им. А.С.Пушкина» г. Калуги по настоящий момент)
Опыт работы репетитором: 5 лет.
Не имею вредных привычек, пунктуальна, ответственна, коммуникабельна.
Профессиональные навыки:
· знание новейших методик преподавания в начальной и средней школе;
· свободное владение ИКТ;
· имею опыт работы с детьми разного уровня актуальных знаний.
Занятия | Индивидуально/в группе |
60 мин. |
Продолжительность |
||
Подготовка к школе | Групп. | ||||
Репетитор начальная школа |
Инд. |
||||
Тьюторская помощь по русскому языку | Инд. | ||||
Групп. |
Цель курса – успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую.
Данный курс состоит из 3х направлений:
— первое направление – «Обучение грамоте (чтение)», «Обучение грамоте (письмо)»;
— второе направление – «Математика. Логика»;
— третье направление – «Ознакомление с окружающим миром».
Временная структура: 2 занятия в день (во второй половине дня) по 30 минут каждое 2 раза в неделю: в понедельник – математика и окружающий мир, в среду – чтение и письмо.
Продолжительность реализации курса – 8 месяцев (с сентября по май включительно).
- Планируемые результаты освоения программы
В ходе освоения содержания курса предшкольной подготовки предполагается обеспечение условий для достижения обучающимися следующих предметных результатов:
- знаково-символическое моделирование и преобразование объектов;
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов;
- сравнение и сопоставление; выделение общего и различного;
- осуществление классификации; установление аналогии;
- самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
- осуществление действия по образцу и заданному правилу;
- сохранение заданной цели;
- умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату;
- умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;
- овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
- эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками;
- ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника;
- задавать вопросы;
- мотивационные и коммуникативные, формирование Я — концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению.
Планируемые предметные результаты:
— ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам общения;
— знать и употреблять вежливые слова (начало и завершение общения);
— знать устойчивые формулы речевого этикета: приветствие, прощание, благодарность, просьба;
— осознавать, что в различных ситуациях говорить можно по-разному: громко — тихо, быстро — медленно, весело — грустно и т. д.;
— артикулировать звуки русской речи, понимать, что правильная артикуляция, хорошая дикция способствуют эффективному общению;
— оценивать звучание своего голоса с точки зрения произношения, темпа, громкости;
— обращаться к собеседнику тогда, когда это уместно, отвечать на обращение;
— использовать соответствующие ситуации, темп, громкость;
— следовать принятым в обществе правилам поведения при разговоре: смотреть на собеседника, не перебивать говорящего, использовать мимику и жесты, не мешающие, а помогающие собеседнику понять сказанное и т. д.;
— сообщать определенную информацию, договариваться о совместной деятельности;
— соблюдать культуру слушания: вежливое слушание, внимательное слушание;
— правильно произносить все звуки;
— отчетливо и ясно произносить слова;
— выделять из слов звуки;
— находить слова с определенным звуком;
— определять место звука в слове;
— соблюдать орфоэпические нормы произношения;
— составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;
— составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин;
— пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям;
— соблюдать элементарные гигиенические правила;
— ориентироваться на странице тетради;
— знать различие между цифрой и однозначным числом;
— названия однозначных чисел, уметь считать до 10 и в обратном порядке,
— определять, где предметов больше (меньше), определять число предметов заданной совокупности и устно обозначать результат числом;
— знать название основных геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, круг), различать их, находить их прообразы в окружающей действительности;
— проводить простейшие логические рассуждения и простейшие мыслительные операции (сравнивать объекты, указывая сходство и различие, проводить классификацию предметов по заданным признакам, выявлять несложные закономерности и использовать их для выполнения заданий и др.);
— состав чисел первого десятка;
— как получить каждое число первого десятка (прибавить или отнять 1);
— цифры 0-9, знаки +,-, =;
— название текущего месяца, последовательность дней недели;
— монеты достоинством 1, 5, 10, 50 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей.
— называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10;
— соотносить цифру с числом предметов;
— пользоваться арифметическими знаками действий;
— составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
— измерять длину предметов с помощью условной меры;
— составлять из нескольких треугольников (четырехугольников) фигуры большего размера;
— делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части;
— ориентироваться на листке клетчатой бумаги.
— проводить наблюдения;
— сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики;
— понимать относительность свойств объекта;
— делать выводы по результатам наблюдений, проверять их истинность;
— уметь использовать полученные выводы для дальнейших работ;
— знать правила посадки при письме, гигиенические требования к письму;
— знать простейшие виды штриховки, уметь их применять;
— уметь ориентироваться в рабочей строке в тетради, выполнять простые задания по нахождению рабочего пространства строки, прорисовывать узоры или орнамент;
— уметь работать в тетради ручкой, простым карандашом или цветными карандашами;
— формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде;
— развитие умений наблюдать, анализировать обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
— освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и соци- ального; о человеке и его месте в природе и в обществе;
— воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств;
— формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Календарно — тематические планирование учебного курса.
№ | Обучение грамоте (чтение) Обучение грамоте (письмо) | Математика. Логика | «Зелёная тропинка» | |
1-2 | Речь. В мире безмолвия и неведомых звуков. Для чего мы говорим. Гласные и согласные звуки. Игра «Полслова за вами» | Знакомство с гигиеническими правилами письма, ориентация в пространстве листа. Обведение предметов по контуру. Штриховка (овощи). | Выяснение простейших числовых представлений у детей, умение различать предметы по цвету, форме, расположению. Игра«Танграм».Развитие речи, внимания, наблюдательности. Игра «Пчелка». | Что такое окружающий мир? Что у нас над головой? Солнце, его форма. Облака, их состав. Луна и звёзды. Рисование, штриховка. |
3-4 | Описание картинки. Слово. Предложение. Текст. Игры «Опиши предмет», «Кто больше назовет слов на темы «Семья», «Дом». Гласный звук [а], буквы А а. | Графические упражнения. Пальчиковая гимнастика. Народные приметы о погоде и временах года. Штриховка (листья деревьев). Игры с мозаикой. Составление картин по образцу и самостоятельное продумывание сюжета. | Уточнение имеющих у детей представлений о размере, цвете и числе предметов. Игра «Танграм». Ориентировка в пространстве, определение места предмета, умение определить размер (величину). Развитие речи, внимания, наблюдательности. Игра «Ракетчики». | Моя семья. С кем я живу. У меня дома в свободное время. Моя любимая игрушка. Рисование или аппликация. Умею ли я вести себя на улицах города (экскурсия к светофору). Игра «Сигналы светофора» Рисование светофора. |
5 | Обобщение, его формы (словесные и несловесные). Игра «Догадайся, что показал». Гласный звук [о], буквы О о. | Вырезание ножницами. Скороговорки. Штриховка в раскраске. | Формировать представление о счете, порядковых числительных. Игра «Угадай-ка». Число и цифра 1. Части суток, их последовательность Знакомство со сложной фигурой, состоящей из более мелких фигур. Игра «Построй домик». Развитие внимания, воображения. | Если хочешь быть здоровым. Правила личной гигиены. |
6 | Гласные буквы и звуки. Нахождение их в тексте. Игра «Кто наблюдательнее». Предметы окружающего мира. Мир игр и игрушек. Твоя любимая игрушка. Гласный звук [и], [у], буквы Ии, Уу. | Графические упражнения. Штриховка. | Формировать представление о счете, порядковых числительных. Игра «Угадай-ка». Число и цифра 1. Части суток, их последовательность Знакомство со сложной фигурой, состоящей из более мелких фигур. Игра «Построй домик». Развитие внимания, воображения. | Питание. Рисование с натуры фруктов. |
7 | Гласные звуки и буквы. Игра «Сочини сказку о предмете». Условные знаки и обозначения. Противоположные по значению слова. Игра «День-ночь». Гласный звук [ы], буква Ы. | Раскрашивание картинок. Сказка открывает нам свои тайны. Штриховка (картинка к сказке). | Развитие умения осуществлять зрительно- мыслительный анализ. Формирование пространственных представлений детей, закрепление понятий: «сначала», «потом», «после этого», «налево», «направо», «слева», «справа», «между», «вверх», «вниз», «слева направо», «справа налево». Тренировка в счете прямом и обратном. Число и цифра 2. Пара. Игра «Заведем ракету», «Оглянись вокруг и найди пару». Развитие внимания, воображения. | Времена года, их признаки. Атмосферные явления. Картина на тему «Любимое время года» |
8 | Страна «Алфавития». В мире волшебных слов. Игра «Идем в гости». Согласные звуки и буквы. Согласные звуки [Н], [Н’], буквы Н н. Чтение слогов и слов с буквой Н. | Знакомство с разлиновкой тетради. Строка. Междустрочное пространство. Узкая строка. Письмо прямых коротких линий. Считалки. | Развитие умения осуществлять зрительно- мыслительный анализ. Формирование пространственных представлений детей, закрепление понятий: «сначала», «потом», «после этого», «налево», «направо», «слева», «справа», «между», «вверх», «вниз», «слева направо», «справа налево». Тренировка в счете прямом и обратном. Число и цифра 2. Пара. Игра «Заведем ракету», «Оглянись вокруг и найди пару». Развитие внимания, воображения. | Откуда берётся снег и лёд? Свойства снега и льда. |
9 | Дорога к письменности. Древние письмена. В стране говорящих скал. Игра «Составь слово». Согласные звуки [т], [т’], буквы Тт. Чтение слогов и слов с буквой т. | Обведение предмета по контуру. Штриховка. | Сравнение групп предметов, их составление. Формирование понятий: «больше», «меньше», «равно», развитие представлений о геометрических фигурах, их отличительных признаках. Число и цифра 3. Дни недели, их последовательность; название месяцев, года. Развитие памяти, воображения, наблюдательности, знакомство с логической задачей. | Откуда берётся снег и лёд? Свойства снега и льда. Рисование снежинок. |
10 | К тайнам звуков и букв. Особые обязанности звуков. Временные категории: «раньше», «позже», «потом». Игра «Разложи по порядку». Согласные звуки [к], [к’], буквы К к. Чтение слогов и слов с буквой К. | Оригами. Письмо длинной прямой наклонной линии. Игровые песенки. | Сравнение групп предметов, их составление. Формирование понятий: «больше», «меньше», «равно», развитие представлений о геометрических фигурах, их отличительных признаках. Число и цифра 3. Дни недели, их последовательность; название месяцев, года. Развитие памяти, воображения, наблюдательности, знакомство с логической задачей. | Царство растений. Растения нашего края. Игра «Угадай по описанию» |
11 | Согласные звуки: твердые и мягкие. Игра «Сказочные владения радуги». Игра «Доскажи словечко». Согласные звуки [с], [с’], буквы, С с. Чтение слогов и слов с буквой С. | Обведение предметов по контуру в рабочей строке. | Установления соответствия между числом предметов и цифрой. Число и цифра 4.Вверху. Внизу. Понятия «один» — «много». Объединение предметов в множества по определённым свойствам. Игра «Зигзаг». Развитие внимания и памяти. | Как живут растения? Правила ухода за комнатными растениями. Признаки живого и условия необходимые для жизни. «Угадай цветок» — игра. Нарисуй любимый цветок. |
12 | В стране слов и слогов. Господин Слогораздел. Игра «Раздели слово на части». Согласные звуки [с], [с’], буквы, С с. Чтение слогов и слов с буквой С. | Вписывание предметов различной конфигурации в рабочую строку. | Установления соответствия между числом предметов и цифрой. Число и цифра 4.Вверху. Внизу. Понятия «один» — «много». Объединение предметов в множества по определённым свойствам. Игра «Зигзаг». Развитие внимания и памяти. | Что это за листья? Распознавание деревьев по листьям. Окраска листьев. |
13 | Ударение. Обозначение ударения. Игра: «Молоточки». Разучивание скороговорок, чистоговорок. Согласные звуки [в], [в’], буквы Вв. Чтение слогов и слов с буквой В. | Графические упражнения. Письмо коротких линий с закруглением внизу. Игровые приговоры. | Закрепление понятий «один» — «много», счет от 1 до 10 и обратно. Узнавание цифр. Игра «Заведем ракету». Число и цифра 0. Значение понятий вчера, сегодня, завтра. Различение предметов по форме и составление из геометрических фигур новых геометрических фигур. Знакомство с понятиями «верхний», «нижний», «большой», «маленький», «сколько, столько». | Что такое хвоинки? Сосна и ель. Их различие по внешнему виду. Лист клёна. Обведение по шаблону. Штриховка. |
14 | Чудеса в стране слов. Времена года. Игра «Когда это бывает?» Звуки и буквы. Игра «Составь слово». Буквы Ее. Чтение слов с буквой Е. | Письмо элементов букв в рабочей строке. Письмо длинной линии с закруглением внизу. «Доскажи словечко». Раскрашивание картинок. | Закрепление понятий «один» — «много», счет от 1 до 10 и обратно. Узнавание цифр. Игра «Заведем ракету». Число и цифра 0. Значение понятий вчера, сегодня, завтра. Различение предметов по форме и составление из геометрических фигур новых геометрических фигур. Знакомство с понятиями «верхний», «нижний», «большой», «маленький», «сколько, столько». | Царство животных. Животные нашего края. Игра «Угадай по описанию». |
15 | В стране зеркал. Буква и её отражение. Игра «Электронная муха». Согласные звуки [п], [П, [м], [м’], буквы П п, М м. Чтение слогов и слов с буквами П и М. | Рисование различными материалами (ручка, простой карандаш, цветные карандаши, мелки). | Упорядочивание предметов по признакам: «выше- ниже», «больше- меньше», «длиннее – короче», «легче – тяжелее». Состав чисел. Приемы сложения. Игры «Где, чей дом?», «Заполни строчку». | Как живут животные? Необходимость для животных тепла, воды, пищи, воздуха, света. Как зимой помочь птицам? |
16 | Звуковые схемы. Родственные слова. Игра «Доскажи словечко». Проговаривание скороговорок, чистоговорок. Согласные звуки [з], [з’], буквы Э э. Чтение слогов и слов с буквой 3. | Штриховка. Правила штриховки. Письмо коротких линий с закруглением вверху. В мире звуков и букв. | Число и цифра 5. Вычитание. Игры «Где, чей дом?», «Заполни строчку». | Дикие и домашние животные. Рисование кошки. |
17 | Анализ слов. Составление рассказов по сюжетной картинке. Слова похожие и разные. Проговаривание скороговорок и чистоговорок. Игра «Угадай словечко». Согласные звуки [б], [б’], [д], [Е”], буквы Б б, Д д. Чтение слогов и слов с буквами Б и Д. | Графические упражнения. Штриховка. Написание элементов букв. | Упражнение в дополнении числа до любого заданного. Закрепление состава чисел 1-й пятёрки. Игра «Поезд». Решение задач «Сколько всего?». Развитие внимания, мышления. Игра «Сколько фигур не достает?». Развитие мышления, памяти, воображения. | Где живут белые медведи? Холодные районы Земли. Путешествие на Северный полюс. |
18 | Блиц-опрос по изученным буквам. Построение звуковых моделей слов. Развитие речи детей. Буквы Я я. Чтение слов с буквой Я. | Письмо длинной линии с закруглением вверху. Русские былички, бывальницы и сказки о мифологических персонажах. Водяной. | Упражнение в дополнении числа до любого заданного. Закрепление состава чисел 1-й пятёрки. Игра «Поезд». Решение задач «Сколько всего?». Развитие внимания, мышления. Игра «Сколько фигур не достает?». Развитие мышления, памяти, воображения. | Где живут слоны? Жаркие районы Земли. Путешествие в Индию. |
19 | Чтение слогов и слов с изученными буквами. Согласные звуки [г], [г’], буквы Гг. Чтение слогов и слов с буквой Г. | Письмо элемента буквы А заглавной. Русские былички, бывальницы и сказки о мифологических персонажах. Русалки. | Запись выражений на вычитание и сложение. Запись и решение равенств. Развитие мышления, памяти, воображения. | Карта мира. Страны. Люди разных национальностей. А кто наши соседи? |
20-21 | Мягкий согласный звук [Ч’]. Буквы Ч ч. Чтение слов с буквой Ч. | Письмо прямой длинной линии с петлёй внизу. Русские былички, бывальницы и сказки о мифологических персонажах. Леший. Письмо прямой длинной линии с петлёй внизу. Русские былички, бывальницы и сказки о мифологических персонажах. Домовой. | Запись выражений на вычитание и сложение. Запись и решение равенств. Развитие мышления, памяти, воображения. Число и цифра 6. Формирование навыков сложения и вычитания путем решения простейших задач и примеров. Игры «Сколько всего?» На сколько больше? | Люди разных национальностей. А кто наши соседи? Национальные костюмы. Символы Российской Федерации. Гимн, герб, флаг. |
22-23 | Твёрдые согласные звуки [Ж], [Ш], буквы Ш ш, Жж. Чтение слов с буквами Ж, Ш. | Письмо строчной буквы И. Слово за слово. Письмо заглавной буквы И. Что за словом? (Многозначные слова). | Число и цифра 7. Упражнять в умении работать при помощи линейки, умение чертить отрезки, в узнавании цифр. Развитие памяти, внимания и наблюдательности. Игры «Математическая рыбалка», «Почтальон». | Символы Российской Федерации. Гимн, герб, флаг. Рисование флага России. Как путешествует письмо? |
24-25 | Мягкий согласный звук [И’]. Буквы Ий. Заучивание стихов. | Письмо строчной буквы О. Понятно без слов. Письмо заглавной буквы О.С понедельника до воскресенья, (обогащение словарного запаса). | Число и цифра 8. Весёлый счёт. Составление примеров. Запись их в тетрадь. Воспроизведение по памяти, закрепление приемов сложения и вычитания. | Откуда берётся шоколад, изюм, мёд? Транспорт нашего города. Правила поведения в транспорте. |
26-27 | Согласные звуки [х], [х’], буквы Х х. Чтение слов с буквой Х. Отгадывание загадок. | Письмо строчной буквы А. Путешествие в Вообразилию. Письмо заглавной буквы А. Путешествие в Угадайку. | Число и цифра 9. Найди общие элементы. Работа над составом чисел. Классификация фигур по цвету, форме, величине. Игры «Дерево», «Угадай-ка». Развитие памяти и внимания. | Мы пассажиры. Загадки про транспорт. Что нас окружает дома? Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. |
28-29 | Твёрдый согласный звук [Ц], буквы Ц ц. Чтение слов с буквой ц. Составление рассказа по сюжетной картинке. | Письмо строчной и заглавной буквы Л. Путешествие в Сочиняйку. Письмо строчной буквы С. Заучивание чистоговорок. | Решение задач с помощью рисунков. Упражнение в последовательном анализе каждой группы фигур, их сопоставление. Формирование отрицательного ответа с частицей «не» по 1 свойству, по 2 свойствам, по 3 свойствам в классификации фигур. Игры «Какой фигуры не достаёт?», «Почта», «Квадратики и ромбики». | Что может быть опасным? Правила обращения с бытовыми приборами. Откуда в наш дом приходит электричество? Правила безопасного обращения с электроприборами. |
30 | Гласный звук [Э], буква Э э. Буквы Ю ю. Чистоговорки и скороговорки. | Письмо заглавной буквы С. Умеет ли разговаривать природа? | Решение задач с помощью рисунков. Упражнение в последовательном анализе каждой группы фигур, их сопоставление. | Водоемы. Реки, моря, озёра. Солёная и пресная вода. |
31 | Мягкий согласный звук [Щ’]. Буквы Щ щ. Чтение слов с буквой Щ. Мир природы. Мой домашний питомец. | Загадки. О грибах. Лепка из пластилина на тему «Грибное лукошко». | Число 10. Закрепление состава чисел. Тренировка в решении примеров и задач на сложение и вычитание. Проверка знаний. Развитие внимания, мышления, наблюдательности. Игры «Зигзаг», «Цепочка», «Угадай-ка». | Водоемы. Реки, моря, озёра. Солёная и пресная вода. Правила поведения на водоёмах в разное время года. |
32 | Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф ф. Чтение слов с буквой Ф. | Повторение изученного материала. | Счёт предметов в прямом и обратном порядке. Составление простейших выражений. Углы и виды углов. Нахождение углов в окружающей обстановке. Сравнение углов. | Значение природы для человека и его влияние на природу. |
33-34 | Ъ и Ь – разделительные знаки. | Счёт предметов в пределах 10. Понятия: «столько же»,«слева», «справа». | ||
35-36 | Развитие навыка слогового чтения. | Задача — иллюстрация на сложение. Задача — иллюстрация на вычитание. | ||
37-38 | Развитие навыка слогового чтения. | Закрепление состава числа от 2-10.Решение задач по картинкам. Сравнение чисел. | ||
39-40 | Разучивание стихов, частушек. Итоговое обобщение. | Дни недели. Времена года. Год. Итоговое повторение и обобщение. |
6. Описание учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
Список используемой учебно-методической литературы:
- § Федосова Н.А. «Дошкольное обучение. Подготовка к школе». Серия «Преемственность». Просвещение,2015;
- § Федосова Н.А. «От слова к букве». Учебное пособие для подготовки детей к школе в 2-х частях. Просвещение, 2011.
- § Волкова С. И. «Математические ступеньки». Учебное пособие для подготовки детей к школе. Просвещение, 2011.
- § Гаврина С.Е., Кутявина Н. Л. «Готовим руку к письму». Рабочая тетрадь. Росмэн, 2015.
- § Гаврина С.Е., Кутявина Н. Л. «Учимся считать». Рабочая тетрадь. Росмэн, 2016.
- § Гаврина С.Е., Кутявина Н. Л. «Учимся читать». Рабочая тетрадь. Росмэн, 2015.
- § Гаврина С.Е., Кутявина Н. Л. «Учимся писать». Рабочая тетрадь. Росмэн, 2015.
- § Плешаков. А.А. «Зелёная тропинка». Пособие для детей 5—7 лет. М.: 2016.