Давным-давно в одной очень далекой галактике …

Давным-давно в одной очень далекой галактике «Звездных войн» жил да был видный педагог и учитель рыцарей-джедаев Магистр Йода. Его наставнический опыт, выраженный в своеобразных высказываниях с нарушенным порядком слов, как ни странно, может пригодиться и для современных учеников, в том числе, сдающих ЕГЭ по истории. Кто-то может сказать, что между вымышленным наставником и реальными репетиторами существует непреодолимая разница, которая делает опыт Йоды бесполезным; на что мы ответим, во-первых: почему это сразу вымышленный?:))) и во-вторых, как говорил сам Йода: «Нет никакой разницы, разница у тебя в голове».
Итак, несколько уроков Йоды.
«Концентрация для джедая – самое главное». Опыт проверки ЕГЭ по истории в областной комиссии показывает, что огромный процент ошибок в выполнении заданий, особенно части 2, проистекает от невнимательного прочтения учащимися заданий. Это может происходить от ложно понимаемого приема «поиска ключевых слов», когда, увидев, например, в задании упоминание XVIII века, ученик начинает думать о Петре I и не обращает внимания, что речь идет о второй половине XVIII века, когда Петра I уже не было в живых. Или причина в том, что выдается желаемое за действительное, так как о каком-то периоде или персонаже истории ученик знает больше и хотел бы, чтобы досталось именно это. Например, Александр II кажется ученику интереснее Александра III, поэтому ученик «склонен» встретить именно Царя–Освободителя, а не Царя-Миротворца. Наконец, присутствует и обыкновенная безалаберность, когда вместо 3 вопросов, например, в задании13, ученик отвечает всего на 2, так как последний просто не заметил. Практический вывод заключается в том, что при любой ситуации нужно внимательно перечитывать и перечитывать задание во избежание его неправильной трактовки.
«Не попробовать надо, а сделать». Большой ошибкой, выявляемой при проверке работ, оказывается оставление нерешенных заданий. Иногда их оставляют, так как ученик боится заведомой ошибки. Это неправильно, так как некоторые задания можно решить, хотя бы частично, даже не вполне представляя, о чем идет речь в задании. Например, именно так устроено задание 14 и отчасти 17. Практический вывод таков, что сдаваться ни в коем случае нельзя и писать какой-то ответ нужно в любом случае: во-первых, иногда можно ответить хотя бы на часть задания, даже и не понимая его в целом, а во-вторых, можно просто угадать, как, например, в задании 16, когда нужно написать один из четырех номеров картинок с произведениями искусства, соответствующий данному периоду истории.
«Беречься Темной стороны Силы нужно тебе». Здесь речь идет не о том, что при сдаче экзамена не следует жульничать: это само собой разумеется, ведь когда (не если, а когда) ученика поймают, например, на списывании, то пойдут прахом все остальные усилия, так как результат будет аннулирован. Дело и в другом: не пытайтесь ухищряться в поиске «дыр» и «читов» в условиях задания. Например, если ученик в задании 13 пытается дать несколько «альтернативных вариантов» ответа там, где ожидается один, в надежде на то, что какой-то из них окажется правильным, ему просто ничего не засчитают. Или, если ученик будет приводить в ответе слишком большой кусок изучаемого текста в качестве цитаты в задании 14 или 17, то это будет сочтено за избыточное цитирование и ответ не будет принят. Практический вывод из этого в том, что не нужно пытаться быть хитрее, чем составители заданий для ЕГЭ (это очень умные люди, поверьте), а играть следует по предложенным правилам.
Вот такие наставления дает нам мудрый Магистр Йода. Надеемся, они могут оказаться полезными. И — «да пребудет с вами Великая Сила»:)))
Артем Владимирович Ковалев, преподаватель истории, кандидат исторических наук.Давным-давно в одной очень далекой галактике ...