«ДА ТАМ И ТАК ВСЁ ПОНЯТНО!»

Примерно это я слышу от некоторых учеников, когда спрашиваю их о выполнении домашнего задания по информатике. Казалось бы, это хорошо, если материал настолько понятен, что ученик считает лишним тратить время на решение задач по теме предыдущего занятия. Тем более что, кроме информатики, еще нужно выполнить домашние задания по другим, более «страшным» предметам — профильной математике и физике. Но насколько безобиден такой подход?
Отбросим школьную установку о том, что домашнее задание — обязательная часть учебного процесса, и попробуем рассмотреть этот вопрос беспристрастно.
При подготовке к экзамену домашнее задание не используется в качестве источника оценок. Поэтому причина «будет двойка» или «мне нужно повысить средний балл» отбрасывается. Остаются только двое — ученик и его отношения с информатикой.
И здесь придется сделать небольшое отступление.
Несмотря на то, что школьной дисциплине «Информатика» уже несколько десятков лет (впервые ее ввели в школьную программу еще в СССР), уроки по этому предмету до сих пор очень сильно различаются в школах. От «мы смотрим на уроках фильмы или проходим тесты» до «нам сегодня показывали вот такой способ программного решения задач по теории игр». Поэтому при подготовке к экзаменам по информатике часто приходится осваивать материал практически с нуля.
Задания ЕГЭ по информатике условно можно разбить на три блока: задачи с аналитическим решением (мы с ребятами зовем их «бумажными»), задачи на использование электронных таблиц и программные задачи. Многие задания могут быть решены несколькими способами, и ученики выбирают тот, который им в целом понравился больше или показался удобнее именно для этой задачи. Но для того, чтобы иметь выбор, нужно освоить все доступные инструменты.
Курс подготовки построен таким образом, что объем необходимых для решения задач навыков увеличивается постепенно. И пока ребята тренируются решать задачи по комбинаторике, они неожиданно для себя готовятся к решению задач повышенной сложности по обработке целых чисел. А палочка-выручалочка из задачи на базы данных оказывается полезной и при анализе параллельных процессов. А системы счисления, с которых мы начинаем учебный год? Они как будто всегда наготове пригодиться при решении той или иной задачи. И как приятно, когда простая тема с начала учебного года позднее позволяет оптимизировать программу и получить ответ не через 10 минут, а за 5 секунд!
Поэтому так важно, чтобы навыки решения задач были отработаны до автоматизма. Да, сейчас эта задача решается легко. Да, мы ее разобрали подробно, во всех возможных вариациях. Да, на занятии были самостоятельно решены различные задачи данного типа. Но поскольку маловероятно, что эти навыки будут использованы на школьных уроках, их нужно закрепить. И именно дома, спустя некоторое время после занятия. Потому что так работает память человека. Потому что нужно записать эти знания из оперативной памяти на жесткий диск.

Горошко Марина Александровна, репетитор по информатике, кандидат физико-математических наук