ЧИТАЕМ УЧЕБНИК ПО ФИЗИКЕ
Чтение детерминирует вербальную аддитивность. Смысл этой, казалось бы, непонятной фразы в том, что чтение расширяет словарный запас. Мы это знали всегда. А тот, кто много читает, проверил это и на собственном опыте.
Современные школьники читают катастрофически мало. И это прямым образом отражается на их успехах при изучении физики. В процессе решения задач одним из важнейших этапов является чтение и понимание текста задачи. Некоторые «спотыкаются» уже на этапе прочтения: неправильно читают слова, не учитывают конструкцию предложения. И, как следствие, не до конца понимают смысл прочитанного. И, как следствие, не могут выделить и понять те физические процессы, о которых говорится в задаче. И, как следствие, затрудняются подобрать формулы и законы для решения.
Зачастую причиной такого затруднения у ребят является процесс преподавания. На вопрос: «Как учитель объясняет решение задачи?» часто слышу вот такие ответы: «Учитель сам читает условие, сам записывает «дано», сам пишет формулы, сам считает и сам формулирует ответ» или «Нам ставят запись онлайн-урока, а мы смотрим и слушаем. И переписываем».
А где умственная работа ученика?!!!. А эта, уже ставшая привычной фраза учителя: «Учебник читать не надо, все, что вам нужно знать, я продиктую в тетрадь». А если не успел, не расслышал, не понял, не увидел с последней парты?!!!
Вот таким образом, к сожалению, формируется в школе пассивное отношение к добыванию знаний. Его сложно перестроить, когда в 11 классе надо подготовиться к ЕГЭ!
Задайте своему любителю физики два вопроса: «Как учат решать задачи на уроке?» и «Задают ли читать параграфы из учебника?». Если окажется, что учитель транслирует только свои знания – помогите своему ребенку понять, что есть еще и достоверный, надежный и интересный источник знаний – учебник по физике! Читайте с ним вслух – увидите, и Вам станет интересно!
Анна Рудольфовна Крицкая, преподаватель физики, кандидат педагогических наук.